ШИ: В КАЗАХСТАНЕ ВОЗРОЖДАЮТ ИСКУССТВО ПЛЕТЕНИЯ ЦИНОВОК

ШИ: В КАЗАХСТАНЕ ВОЗРОЖДАЮТ ИСКУССТВО ПЛЕТЕНИЯ ЦИНОВОК

Плетение циновок – один из древнейших промыслов. Для их изготовления казахи применяли стебли чия (ши) – степного тростника. Интерес к этому мастерству не угас и сегодня.

28 фев 19:26

Плетение циновок,  также как  войлочное и ткацкое ремесла, имеет многовековую историю. Подтверждение этому – многочисленные археологические находки.  В степи плетенные циновки широко применялись для украшения юрты, их вешали на стены. Но помимо декоративной функции, они имели и чисто практическое значение.  Циновки помогали сохранить тепло, а расстеленные под войлочные ковры,  оберегали от сырости.  Хозяйки ставили циновни из чия при ветре как заслон очага, использовали как ширмы для разделения пространства юрты,  а еще сушили на них курт (изделие из творога), раскладывали и сортировали шерсть.

Картинка к новости

"Искусство плетения ши - это  целая философия нашего народа. Я, еще будучи ребенком, видела, как работала моя бабушка. В самом процессе было какое-то таинство и магия. Сейчас  я сама очень люблю заниматься творчеством, плетение дает мне  спокойствие, это своего рода  медитация под перестук камней,"- рассказывает жительница Нур-Султана Алия Канибекова. 

Картинка к новости

Любовь к ремесленничеству определила ее профессию.  Алия закончила Казахскую государственную художественную академию по специальности "декоративно-прикладное искусство, художественное  ткачество".  Сейчас она член Союза художников Казахстана и увлеченно занимается такими направлениями как ши, гобелен, валяние войлока, батик, роспись по ткани, работа с кожей. Более 25 лет работает с детьми, передавая им свое мастерство.  Обучила свыше тысячи учеников. А еще в период жесткого карантина  проводила онлайн мастер-классы для женщин со всех регионов страны.

Картинка к новости

"Материал для плетения  циновок  мы заказываем с юга - с Шымкентской, Алматинской областей. Там ши в больших количествах растет по берегам рек,  озер,  в степях. Это тросниковое растение собирают в период сухостоя, в конце июня, срезают,  сушат и так заготавливают для дальнейшего использования", - говорит мастерица. Перед использованием  стебли очищают,  отбирают годные для плетения. К примеру, для изготовления орнаментированной циновки тростинки отбирают особенно тщательно – они должны быть длинными и тонкими. Каждую обматывают разноцветной шерстяной нитью (верблюжьей или овечьей). Этот процесс называется ши орау (обертывание).

Народные мастерицы, обматывая цветной шерстью или пряжей тонкие прутики, создавали настоящие произведения искусства.

Картинка к новости

Стебли ши сплетались на простейшем устройстве: два вкопанных бревна, одно от другого на расстоянии примерно 150 см, соединенных по верху балкой. На эту балку накидывались от 5 до 10 нитей с грузилами на концах. В качестве грузил обычно выступали камни. 

Казашки плели три вида циновок: оре ши - простое сплетение чиевых стеблей; шабак ши – чиевая циновка, стебли которой обмотаны в разноцветную шерсть и в совокупности представляют чередование сплошных цветных полос; шим ши – узорная чиевая циновка, помещаемая между кереге и туырлыком юрты. Разновидностью шим ши является шим есик – узорная циновка, подшиваемая к войлочной накидке двери юрты.

"Каждую тростинку скрепляют переплетением нитей. Чтобы они были натянуты и не путались,  на них вешается груз. Нить перебрасывается по специальным насечкам, и на первый взгляд это кажется несложной работой, но на самом деле нужны сноровка, навык и терпение,   чтобы перебрасывая камни, получить в итоге красивый рисунок,"- говорит Алия.

Картинка к новостиКартинка к новости

На изготовление одной циновки у мастеров уходит от двух-трех часов до нескольких дней, все зависит от объема работы.  Причем  раньше мастерицы не выполняли рисунок циновки, а все элементы узора держали в своём воображении. Самое сложное в плетении таких циновок было умение создать цельную композицию, четкий, сложный и интересный узор.

Картинка к новости

Сейчас рукодельницы сначала делают эскиз на белом листе бумаги. Затем – замер для наложения орнамента, определение мест обертывания шерстью. Необходимо правильно расположить тростинки согласно меткам орнамента. Каждый стебель отдельно оплетается шерстью различных цветов, потом стебли соединяются между собой.  Плотно прилегая друг к другу, ши образуют тонкую, легкую,  сворачивающуюся в рулон ширму.

Картинка к новости

"Это очень  увлекательное занятие,  особенно оно полезно детям,  развивается моторика рук,  логическое мышление,"-  делится наблюдениями астанчанка.  Ее ученики нередко участвуют в различных международных, республиканских, городских творческих конкурсах, завоевывают  первые места. 

"Сейчас,  когда люди устали от обилия синтетики,  изделия из натуральных материалов снова пользуются повышенным спросом. Особенно когда в них вложена душа мастера. Стоимость работ разная, она варьирует от сложности, от потраченного времени и от размера ши. Часто поступают заказы на интерьерные циновки в квартиры,  на жалюзи для окон. Иногда нас просят подключиться к оформлению казахских национальных юрт,"- говорит Алия.

Картинка к новости

И раньше, и сейчас с помощью красок, узора, орнамента народные мастерицы передают пожелания, напутствия, поздравления человеку, для которого готовят циновки, создают с помощью натуральных материалов новый живописный, цветущий мир.  За каждой работой чувствуется мироощущение человека,  который находится  в гармонии с природой, с миром, с самим собой.

 

Автор: Алия Султан

Фото : Алия Султан



 

ДРУГИЕ НОВОСТИ О ТРАДИЦИЯХ